Вы здесь: Главная | Отдел опеки и попечительства | Кто ждет ребенка за стенами детского дома?

Кто ждет ребенка за стенами детского дома?

    Выпускник Детского дома… Эти слова в людях вызывают различные чувства: от жалости до презрительности, мол ничего хорошего от детдомовцев ждать не приходится. Долгое время на проблемы  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей общество закрывало глаза. Что бы разобраться, кому нужны дети сироты  и кто должен страховать их вступление во взрослую жизнь нужно начать издалека, потому что «все мы родом из детства». Каждый ребенок приходит в этот мир одинаково – у него есть по крайней мере Мама, женщина его родившая. А потом… Потом кого-то ждет жизнь в родительской любви и заботе, даже после взросления - пока родители живы,  кого-то боль от потери или предательства родителей. Тогда ребенок становится ГОСУДАРСТВЕННЫМ.  

    Если есть родные,  порой не по крови родные, а «родные» - потому что  готовы заменить родителей, дать душевное тепло, ребенок  попадает к ним под опеку (попечительство) или в приемную семью. А если таковых не находится? Ребенок попадает в государственное учреждение – детский дом.  Мы живем в обществе, обществе, состоящем из людей -  близких, знакомых, соседей, односельчан, сограждан. Это общество видит, как спиваются родители  ребенка, как им сквозь стекло бутылки становится безразличным ребенок. Это общество видит и молчит – « моя хата с краю..». Людям свойственны чувства – радости и печали, гордости и стыда, ответственности и безответственности, любви и ненависти, сострадания, милосердия и равнодушия. Эти чувства  возникают у людей по отношению к себе и к окружающим. Раньше пьянчужки и непутевые родители стыдились, боялись «что скажут люди». Сейчас люди ничего не скажут. В лучшем случае сообщат «куда надо» - пусть государство разбирается.  И снова - «ГОСУДАРСТВО». Государство это часть общества -  люди, наделенные властью, ограниченные законами – чиновники. Эти люди тоже испытывают чувства, но имеют право и обязаны действовать в рамках закона. И не всегда человеческие чувства и требования закона соответствуют друг другу. Мы не будем сегодня разбираться во всём законодательстве по детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Разберемся по законам, которые распространяются выпускников детского дома.

     Итак, при устройстве ребенка в детский дом функции опекуна возлагаются на администрацию детского дома. Ребенка должны  обеспечить уходом (питанием, одеждой, обувью, местом пребывания, лечением), воспитанием и обеспечить получение образования. Обязательным в нашей стране является основное общее образование т.е 9 классов. Основное общее образование дети получают в 15-летнем возрасте. К этому возрасту, несовершеннолетний уже приобретает право решать - где продолжить обучение – если в 10-11 классе, то он остается на попечении детского дома.  Если поступает в профессиональные образовательные учреждения – то зачисляется на полное государственное обеспечение . Уже сотрудники училища совместно с органами опеки и попечительства заботятся и обеспечивают  нужды несовершеннолетнего, опять же в рамках закона. Обязанности детского дома соответственно прекращаются. Выпускники становятся чужими? Для того чтобы объективно судить об этом нужно – поговорить с выпускниками детского дома. Пусть они расскажут, чем  для них является детский дом и его сотрудники.

    Тот, кто имеет опыт общения с детьми или их воспитания  согласится, что дети не послушные роботы. А в подростковом возрасте чаще – бунтари, отрицающие советы и требования взрослых,  стремящиеся вырваться из под контроля взрослых и узнать взрослую жизнь. Всю и сразу. Это свойственно всем подросткам и родительским детям и детям-сиротам. Поступил в училище и…с головой окунаются во взрослую жизнь, которая ассоциируется со свободой - начинаются пропуски занятий, распитие спиртных напитков, сомнительные компании. Эта жизнь очень быстро затягивает. И уже не хочется ни напрягаться, чтоб учиться, ни жить в общежитии – там надо подчиняться правилам «общежития». Вместе с этим искренне верится, что государство ( в лице училища, органов опеки и попечительства, различных организаций и учреждений)  и дальше будет содержать, решать проблемы, заботиться.  И профессия особо не нужна. Потому что хочется работать по минимуму, получать зарплату по максимуму и быть авторитетным, уважаемым членом общества. А этому в училище не учат. С одной стороны они считают себя взрослыми заявляя «имею право жить как хочу!», с другой стороны - маленькие дети, ждущие любовь, заботу. Часто они заявляют: «Я не должен жить, как предлагаете вы, а вы должны заботиться обо мне!». Хочу «тусоваться» с молодежью, получить квартиру. Взрослеющие дети. Они только начинают узнавать, что такое жизнь и как добываются  блага. В детском доме государство им обеспечивало необходимое просто, потому что они есть, а родителей у них нет.  В жизни, за пределами детского дома все не так. Из детского дома они действительно выходят социально неадаптированные в том смысле что не знают цену деньгам, вещам, человеческим отношениям. Переход в самостоятельную жизнь ответственный момент для их дальнейшей судьбы. И очень важно в  чьи руки ребенок попадет.      

    По достижении совершеннолетия, т.е. 18 лет, ребенок сирота перестает быть государственным, хоть и имеет право на некоторые льготы как сирота. Но в целом, он становится равноправным членом ОБЩЕСТВА, нашего общества, состоящим из  нас с Вами. Того же самого общества, в котором он стал сиротой и которое снова скажет « он  -  забота государства». Или не скажет? Или в чем-то поддержит, где-то даст доходчивые до их юношеской самоуверенности наставления, где-то пристыдит. Так  КТО же ждет ребят за стенами детского дома? Это мы встречаем этих ребят. И если мы любим и заботимся о будущем своих родных детей, которым предстоит жить, влюбляться, встречаться по жизни, в т.ч. и с детьми –сиротами, то и к жизни детей-сирот мы не можем быть равнодушными. Мало сообщить «куда надо» или в очередной раз покритиковать чиновников, надо самим  помочь ребенку сироте научиться жить в обществе.

Близкие, друзья, соседи, односельчане, чиновники - мы ОБЩЕСТВО.

ЭТО НАШИ ДЕТИ!