Вы здесь: Главная | Отдел «Семья» | Государственная социальная помощь на основании социального контракта

Государственная социальная помощь на основании социального контракта

В Челябинской области с 2014 года действует мера социальной поддержки малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан - социальное пособие на основании социального контракта.

С сентября 2021 года Правительством Челябинской области внесены кардинальные изменения в порядок назначения и выплаты такой государственной социальной помощи.

Социальный контракт – это соглашение между малоимущей семьей (гражданином) и органом социальной защиты населения. Главная цель социального контракта - помочь малообеспеченным южноуральцам повысить уровень и качество жизни,  социальную ответственность и реализовать свой трудовой потенциал.

Государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации.

Государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта назначается гражданину, обратившемуся за помощью от имени своей семьи (одиноко проживающему гражданину), в случае, когда одновременно:

- заявитель, члены его семьи являются гражданами Российской Федерации и проживают на территории Челябинской области (Карталинский муниципальный район);
- семья по не зависящим от заявителя и членов его семьи причинам имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Челябинской области в расчете на душу населения (с 01.06.2022 г. – 13 076,00 рублей);
- совершеннолетние дееспособные члены семьи заявителя выразили согласие с условиями социального контракта;
- заявитель имеет статус безработного (для граждан, подающих заявление о предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта на поиск работы).

Не зависящими от одиноко проживающего малоимущего гражданина, малоимущей семьи причинами, по которым гражданин (семья гражданина) имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Челябинской области в расчете на душу населения, являются:

1) инвалидность одного или нескольких членов семьи - для малоимущей семьи;

2) уход за ребенком одним из родителей либо одиноким родителем до достижения ребенком возраста 1,5 лет, а в случае если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение при постановке его на учет для устройства в такое учреждение, - до достижения ребёнком возраста 3 лет;

3) доход малоимущего одиноко проживающего гражданина от работы по трудовому договору и (или) договору гражданско-правового характера ниже величины прожиточного минимума, установленной в Челябинской области в расчете на душу населения, для малоимущего одиноко проживающего гражданина;

4) среднедушевой доход трудоспособных членов семьи от работы по трудовому договору или договору гражданско-правового характера в расчете на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимума, установленной в Челябинской области в расчете на душу населения, - для малоимущей семьи;

5) малоимущий одиноко проживающий трудоспособный гражданин, трудоспособные члены малоимущей семьи признаны безработными и состоят на регистрационном учете в органе службы занятости населения;

6) обучение трудоспособных членов малоимущей семьи в образовательной организации по очной форме обучения;

7) уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, при условии получения ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами";

8) уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы - при условии получения ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы";

9) отсутствие вакантных рабочих мест на территории населенного пункта по месту жительства.

В 2022 году малоимущие семьи (граждане) могут заключить социальный контракт по следующим мероприятиям:

поиск работы - в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Челябинской области на год осуществления такой выплаты (с 01.06.2022г – 14 253,00  рублей), ежемесячно не более 4 месяцев - 57 012 рублей (выплачивается в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и в течение трех месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства, при условии продолжения работы).

При осуществлении мероприятия поиск работы, гражданину может быть оказано содействие в прохождении обучения или получении дополнительного профессионального образования. Стоимость курса обучения на одного обучающегося не более 30000 рублей за курс обучения, в рамках прохождения обучения или получения дополнительного профессионального образования предоставляется денежная выплата в размере половины величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Челябинской области на год осуществления такой выплаты (с 01.06.2022г. – 7 126,50 рублей), ежемесячно не более 3 месяцев.

Приоритетное направление: семьи с детьми.

Результат: трудоустройство гражданина в период действия социального контракта и  осуществление трудовой деятельности в период действия социального контракта, повышение денежных доходов по истечении его действия. 

Условие при заключении социального контракта, направленного на поиск работы: зарегистрироваться в информационно-аналитической системе Общероссийской  базы вакансий «Работа в России»

Социальный контракт, направленный на поиск работы, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год с даты окончания срока действия социального контракта.

осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности – в размере не более 250 000 рублей, в пределах этой суммы гражданину может быть оказано содействие в прохождении обучения или получении дополнительного профессионального образования. Стоимость курса обучения на одного обучающегося не более 30000 рублей за курс обучения.

Для граждан, подающих заявление о предоставлении государственной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности или содействие самозанятости необходимо предоставить бизнес-план.

Бизнес-план, представляемый гражданином, должен содержать следующие разделы:

1) резюме;

2) маркетинговый план и описание рынка сбыта продукции;

3) организационный план;

4) производственный план;

5) финансовый план;

6) описание рисков и гарантий;

7) приложения (при наличии).

Разделы бизнес-плана должны содержать следующую информацию:

1) резюме.

О предприятии и производимом продукте или оказываемой услуге, о целях и задачах проекта, об основных стадиях и стратегии развития производства, о потребности в инвестициях, сведения о затратах на организацию производства, об основных финансовых результатах от реализации проекта, о сроках окупаемости проекта, об экономическом и социальном эффектах от реализации проекта;

2) маркетинговый план и описание рынка сбыта продукции.

О стратегии продвижения продукции на рынок (покупателях, ценовой политике, рекламе и продвижении товара на рынке, торговой политике, объемах продаж, послепродажном обслуживании, характеристике продукции с точки зрения потребителя) и маркетинговом анализе.

При проведении маркетингового анализа (сильные и слабые стороны идеи) необходимо рассмотреть следующие факторы:

  • организационные (организационно-правовая форма, наличие помещений собственных или арендованных);
  • маркетинговые (место расположения, рынок сбыта, основные характеристики продукции (услуги), конкуренты, чем продукция (услуга) будет отличаться от конкурентной, ее преимущества);
  • финансовые (наличие собственных средств);
  • кадровые (навыки и профессиональные недостатки, насколько идея отвечает знаниям и опыту работы);
  • меры по повышению конкурентоспособности продукции (услуги);

3) организационный план.

Об организационной структуре предприятия. О численности персонала и требованиях, предъявляемых к его квалификации; о функциональных обязанностях работников; о планируемых затратах на оплату труда.

Обязательно предоставляется схематическое изображение организационной структуры предприятия;

4) производственный план.

О планируемом объеме производства (предоставлении услуги). О потребности в сырье и материалах для производства продукции (предоставлении услуги), количестве продукции (услуги) производимой (предоставляемой) в месяц, в год.

Приводится краткое описание производственного процесса и технологии производства, условий поставки и условий оплаты необходимого оборудования, перечня работ. Если предполагается аренда оборудования, то определяются условия аренды;

5) финансовый план.

О планируемых доходах проекта (объемах реализации), затратах проекта, источниках финансирования и их структуре (собственные, заемные), условиях привлечения и возврата заемных средств.

Приводится сводная характеристика эффективности проекта. Рассчитываются предполагаемые результаты: валовая прибыль, налоги и обязательные платежи, чистая прибыль, рентабельность, срок окупаемости;

6) описание рисков и гарантий.

О видах основных рисков по проекту (внутренние и внешние риски), их оценке, способах управления рисками;

7) приложения.

Рекомендуется включать приложения, иллюстрирующие, детализирующие или подтверждающие информацию, изложенную в основной части бизнес-плана.

Дополнительно сообщаем. Самозанятые и ИП — в чем разница? Самозанятые — это «плательщики налога на профессиональный доход», граждане, которые работают на себя (репетиторы, дизайнеры, няни, домработницы, фотографы, рантье и т. д.). Понятия самозанятости и ИП очень похожи, в обоих случаях люди работают на себя, платят налоги и сотрудничают с компаниями и физлицами. Но между ним есть различия.

Плюсы и минусы самозанятости

Плюсы:

Налоговая ставка ниже, чем у индивидуальных предпринимателей. Хотя и у них есть способы снизить налоги на УСН.

Отчетность упрощена. Не нужно заполнять отчеты, считать, сколько надо перечислить налоговой. ФНС предусмотрела автоматизированную систему отчетности и начисления налогов.

Не нужна онлайн-касса. ИП и юрлица обязаны перейти на онлайн-кассы, если продают товары обычным покупателям, а не компаниям и предпринимателям. Самозанятым не нужны ККТ.

Нет обязательных взносов. ИП отчисляют в ПФР 32 448 рублей и в ФФОМС 8 426 рублей в год, если зарабатывают до 300 000 рублей в месяц. Если больше, сумма увеличивается.

Официальный доход. Самозанятые могут оформить справку о доходе и предоставить ее, например, в банк для оформления кредита, ипотеки.

Совершать продажи проще, чем индивидуальным предпринимателям. Им нужен расчетный счет, а самозанятые принимают платежи любым удобным способом: на карту, наличными, электронными деньгами.

Регистрация легче. Регистрация происходит без визита в налоговую инспекцию в мобильном приложении, на сайте ФНС России, через банк или портал Госуслуг. Декларацию предоставлять не нужно, учет доходов ведется автоматически в мобильном приложении, чек так же формируется в мобильном приложении «Мой налог».

Минусы:

Доход ограничен. Если зарабатывать в среднем больше 200 000 рублей в месяц, оставаться самозанятым не получится.

Нельзя нанимать работников. Можно только передавать кому-то часть работ на аутсорс по договору ГПХ или другому подобному договору.

Трудовой стаж не начисляется. Соответственно, он не засчитывается в будущую пенсию. И если не делать добровольные взносы в ПФР, в будущем можно рассчитывать только на социальную пенсию.

Работодатель не может быть клиентом. Если раньше работали в компании по трудовому договору, она не сможет обращаться к вам как к самозанятому в течение 2 лет с момента регистрации.

Социальных гарантий нет. Никто не оплатит больничный и отпуск. Заболел — просто не получаешь доход. Это один из главных минусов работы на себя.

Налоги с доходов. Индивидуальные предприниматели могут платить налоги только с чистой прибыли. Самозанятые платят со всех доходов без учета себестоимости товаров и услуг.

Плюсы и минусы ИП

Плюсы:

Можно нанимать работников. Придется платить за них страховые взносы — в общей сложности 30% с зарплаты. Но без наемных работников практически невозможно масштабирование бизнеса.

Лимиты на доход больше. У ИП на УСН это 200 млн. рублей, на ПСН — 60 млн рублей.

Есть трудовой стаж. Индивидуальный предприниматель платит страховые взносы за себя, поэтому ему начисляют трудовой стаж, который учтут при формировании пенсии.

Выше доверие банков. Банки привыкли работать с индивидуальными предпринимателями, самозанятые для них пока нечто новое. Поэтому даже при одинаковом доходе у ИП больше вероятности получить кредит или ипотеку, чем у плательщика НПД.

Налоги с чистой прибыли. Идеально для бизнеса с высокой себестоимостью товаров. Можно платить налоги только с чистой прибыли на УСН «Доходы минус расходы».

Минусы:

Регистрация чуть сложнее. Придется выбрать ОКВЭД (код деятельности), открыть расчетный счет, подать заявление в ФНС. Все это можно сделать онлайн. Но регистрация ИП занимает больше времени, чем переход на НПД.

Виды деятельности ограничены. По закону можно заниматься только тем, что указано в ОКВЭД. Самозанятые при регистрации выбирают категории и теоретически могут оказывать любые услуги, подходящие под них.

Налоги выше. Самозанятые платят 4–6% в зависимости от того, кому оказали услугу или продали товар. Налоги у ИП зависят от системы налогообложения и составляют 6–30%.

Отчетность сложнее. Если работников нет, нужно сдавать декларации. Если есть, дополнительно 4-ФСС, сведения о среднесписочной численности, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, декларации 2-НДФЛ и 6-НДФЛ за них.

Нужна онлайн-касса. Есть исключения, но в большинстве случаев ИП обязаны перейти на онлайн-кассы, если продают товары или оказывают услуги физическим лицам.

Обязательные взносы. Неважно, получал ли предприниматель прибыль: он обязан заплатить как минимум 40 000 рублей в год за сам факт деятельности.

Результат: осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, деятельности связанной с уплатой налога на профессиональный доход (самозанятости) в течение срока действия социального контракта.

Гражданин обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе, а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

ведение личного подсобного хозяйства – в размере не более 100 000 рублей, в зависимости от представленной заявителем сметы расходов на товары, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, по мере наступления расходных обязательств. В пределах этой суммы гражданину может быть оказано содействие в прохождении обучения или получении дополнительного профессионального образования. Стоимость курса обучения на одного обучающегося не более 30000 рублей за курс обучения.

Перечень товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, определяется с учетом статьи 6 Федерального закона № 112-ФЗ, а также  постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля   2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной  из сельскохозяйственного сырья собственного производства».

Результат: Регистрация гражданина в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого).

Повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта путем реализации продукции полученной от ведения личного подсобного хозяйства.

иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации - в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Челябинской области на год осуществления такой выплаты (с 01.06.2022г – 14 253,00  рублей), ежемесячно не более 6 месяцев или единовременно  – 85 518 рублей.

Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.

Перечень типовых трудных жизненных ситуаций:

  • инвалидность заявителя;
  • неспособность к самообслуживанию, подтвержденная сведениями медицинской организации;
  • утрата (повреждения) единственного жилого помещения в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций бытового, природного или техногенного характера;
  • потеря работы;
  • смерть родственников: родителей, супруга (супруги), детей;
  • необходимость ухода за родственниками: родителями, супругой (супругом), детьми, в том числе детьми-инвалидами.

Приоритетное направление: семьи с детьми. 

Результат: преодоление гражданином (семьей гражданина) трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта. 

В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан:

-ежемесячно представлять  документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации (о целевом использовании выделенных денежных средств);

-уведомить учреждение (орган) социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства в период действия социального контракта;

-представлять по запросу учреждения (органа) социальной защиты населения информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина) по мероприятиям в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.

Целевое использование социального пособия будет подтверждаться гражданином на условиях, установленных в социальном контракте.

Необходимые документы:

заявление о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на имя начальника Управления социальной защиты населения Карталинского муниципального района от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;

-копию документа, удостоверяющего личность заявителя;

-копию свидетельства (свидетельств) о рождении ребенка (детей) (для граждан имеющих детей);

-документы, подтверждающие доход семьи (одиноко проживающего гражданина) за последние три месяца либо документы, подтверждающие отсутствие дохода;

-бизнес-план – для заключения социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Сведения, указанные в заявлении, подтверждаются посредством проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения. По результатам проверки (комиссионного обследования) составляется акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи заявителя.

Заявитель вправе представить документы, подтверждающие сведения, указанные им в заявлении, самостоятельно.

Перечень нормативных правовых актов:

Закон Челябинской области от 02 июля 2020 года N 187-ЗО «О государственной социальной помощи в Челябинской области»

Постановление Правительства Челябинской области от 16.07.2014 г. №332-П «О Порядке предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в Челябинской области»

- Постановление Правительства Челябинской области от 03.09.2021 г. № 402-П «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Челябинской области на 2022 год» (с изменениями от 31.05.2022г. № 313-П)